Продолжаем читать Дарнтона – теперь уже не о крестьянах, а о писателях при Старом порядке: каковы их практические заботы, условия карьерного успеха, отношение к ним других сословий (дворянства, например) – то есть, все то, что характеризовало «писательство» до его становления как профессии? Обратите внимание на формы зависимостей (характеристики поля), в рамках которых существует литература в описываемый период. Почему инспектор называет литераторов «мальчиками»?
Текст Алябьевой (из книги «Литературная профессия в Англии XVI – XIX века») отмечает веху становления литературы как профессии, её «профессионализации». Обратите внимание на практический контекст появления фигуры «Творца» («творческого гения» и т. д.), отмечающего реально возросшую автономию писателя и, одновременно, новое «достоинство» этого вида деятельности. Кристоф Шарль в своей работе, посвященной «делу Дрейфуса» (событийная сторона этой истории – см.: http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011539/1011539a1.htm), дает один из вариантов применения понятия «поля» в анализе литературы: обратите внимание, во-первых, на схематику описания/объяснения – отметьте, чем она отличается от той, которую применяет Дарнтон в случае сказок. Во-вторых, возвращаясь к первому тексту Дарнтона о писателях при Старом порядке, постарайтесь ответить на вопрос: какие изменения претерпела фигура «литератора» с той эпохи и до «дела Дрейфуса»?
|