, относящиеся к изучению и пониманию широкого круга явлений, не обязательно связанных с богословскими вопросами:
... забудь о всех созданиях, которых когда-либо сотворил Бог, и о деяниях их так, чтобы ни мысль, ни желание твое не направлялось и не простиралось на какие-либо из них, ни в целом, ни в частности... В первый раз, как ты это сделаешь, ты обнаружишь только тьму и, так сказать, своего рода неведомое, чего ты не знаешь, за исключением того, что чувствуешь своей волей явное желание вникнуть в Бога,... ты не можешь ни ясно видеть его в свете понимания своим разумом, ни чувствовать его в сладости любви своего чувства... если ты когда-нибудь увидишь его и почувствуешь его, как это может быть здесь, то это всегда должно быть в этом облаке, покрове, и в этой мгле... Ударь в этот плотный покров неведомого острым дротиком алчущей любви.1
При чтении этого субъективного описания возникают специфические вопросы: что образует состояние сознания, содержанием которого не является ни разумная мысль (“понимание твоим разумом”), ни чувство (“сладость любви”), ни ощущение (“тьма”, “покров неведомого”)? Какими средствами оба они -- активное “забвение” и беспредметное “страстное желание” - вызывают такое состояние? Сравнение этого отрывка с другими в классической мистической литературе указывает на то, что автор обращается к деятельности отречения и созерцательной медитации. В данной статье будет представлена психологическая модель мистического опыта, основанная на предположении, что медитация и отречение являются основными приемами его создания, и что такой процесс можно концептуализировать как процесс деавтоматизации.
Явления мистического опыта
Описания мистического опыта можно классифицировать как 1)нетренированное - ощущаемое, 2) тренированное ощущаемое и 3) тренированное трансцендентное. “Нетренированное ощущаемое” относится к явлениям, встречающимся у людей, не занимающихся регулярно медитацией, молитвой или другими упражнениями, нацеленными на достижение религиозного опыта. Это люди различных классов и родов занятий. Описываемое ими мистическое состояние относится к одному из напряженных эмоциональных, перцептуальных и когнитивных явлений, которые выглядят как расширение знакомых психологических процессов. Природа и наркотики являются чаще всего ускоряющими факторами. Джеймс приводит для иллюстрации естественного опыта отчет Тревора:
чтобы читать дальше, скачайте файл
|